+375 29 107-55-55

С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ

Заказать звонок
25.07.2020

ABS и ESP. Мифы и реальность

ABS и ESP. Мифы и реальность

 

Практически все автолюбители/автомобилисты знают эти аббревиатуры ABS и ESP, систем активной безопасности.

 

ABS – антиблокировочная система, препятствующая блокировке колес при торможении.

ESP (есть также другие аббревиатуры, VSC, DSC, ESC, VSA, PSM и т.д., в зависимости от марки автомобиля) – электронная система курсовой устойчивости или траекторной стабилизации, предназначенная для помощи водителю сохранить управляемость автомобиля в сложных ситуациях.

 

Мы приведем несколько популярных мнений о работе этих систем, скажем, что есть правда, а что миф, заодно проясним принцип работы и эффективность этих систем.

 

- ABS сокращает тормозной путь.

Это миф. Главная задача ABS – сохранить управляемость автомобиля, не допустив блокировку колес при торможении. Ведь автомобиль управляем только тогда, когда колеса катятся, а не скользят. Поэтому на неровных покрытиях, на гравийных дорогах, на снегу, тормозной путь у обычного водителя будет даже больше, чем у спортсмена на таком же автомобиле, но без ABS. Электроника не дает эффективного торможения, когда колеса прыгают на неровностях, не позволяет нагребать бурты при торможении на песке/гравии/снегу перед колесами. Но сохраняет управляемость, что важнее для водителя без спортивных навыков.

 

- ABS опасна тем, что увеличивает тормозной путь.

Доля правды в этом утверждении касается систем первых поколений, 80-х и начала 90-х годов, когда они очень рано начинали разблокировать механизмы при торможениях. Современных автомобилей это уже не касается, за исключением перечисленного выше. И то последние поколения антиблокировочных систем научили распознавать гравий/снег, и помогать торможению более длительными фазами блокировки.

 

- Система траекторной стабилизации всегда ведет машину «как по рельсам». С ней никогда не попадешь в занос.

Это миф. Данные системы действительно расширяют коридоры по сохранению управляемости, позволяя обычному водителю, например, пройти поворот с несколько большей скоростью и не «убраться» с дороги, чем без этой системы. Но законы физики они победить не в силах!

Принцип действия ESP/VSC/DSC/ESC/и тд/и тп заключается в раннем обнаружении выхода автомобиля из подчинения водителю с помощью датчиков и, с помощью управления тягой (двигатель+трансмиссия) и тормозными механизмами предотвратить начинающийся процесс. Сцепление с дорогой системы улучшить не могут. И если скорость входа, например, в поворот, слишком велика для безопасной – автомобиль вылетит с дороги, какой бы совершенной ни была электроника.

С другой стороны – технически невозможно «прошить» в память электронных блоков всё разнообразие дорожных ситуаций, разнообразие сцепления с дорожной поверхностью, настроить системы под все ситуации! Если это сделать «по максимуму», автомобиль будет иметь ценник самолёта, а не автомобиля. Поэтому блоки систем прошивают «по среднему». Для большинства возможных ситуаций.

Именно поэтому нашим выпускникам Курса контраварийной подготовки знакомы ситуации, когда ультрасовременный автомобиль вдруг поехал по полигону боком, при определенных сочетаниях скорости, траектории и управляющих действий, и его управляющая электроника при этом – ВКЛ. И это крайне важно учитывать!!! Что мы, собственно, и учим в том числе делать на данном Курсе.

 

- Чем выше мастерство водителя, тем реже срабатывают ABS и ESP, тем реже слышен характерный хруст при их работе, реже мигают сигнальные лампы. Даже на льду.

Это – правда. Водитель с высоким уровнем подготовки и навыков умеет прогнозировать движение своего автомобиля, периодически проверять сцепление с дорожной поверхностью в сложных условиях, правильно выбирать скорость движения и маневрирования, правильно выполнять маневрирование, пользоваться органами управления. И у такого водителя действительно системы работают намного реже, чем у обычного, что означает более безопасное, не «на грани фола», управление.

 

А в одной из последующих публикаций мы расскажем про системы так называемой превентивной безопасности, которые всё больше появляются на современных автомобилях.

 

Крепкого здоровья и добрых дорог, друзья!