+375 29 107-55-55
С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ
Видеосюжет о том, как в Гродно принципиальный водитель в узком проезде не захотел отъезжать назад, чтобы пропустить девушку, которой ехать задним ходом было дальше, чем ему, бурно обсуждался на форуме ABW.BY. Часть форумчан встала на сторону мужчины, который по ПДД имел преимущество и не упустил возможности им воспользоваться, часть осудила его за такую принципиальность, приводя в качестве аргумента то, что водители женского пола и вперед-то не особо ездить умеют, а тем более задним ходом...
Обычно мужчины делятся на два лагеря: в первом считают, что принадлежность к слабому полу не дает преимуществ на дороге и что раз не научилась ездить, так нечего и выезжать, во втором - готовы понимать, помогать и поддерживать, во всяком случае на словах. Но пока мужчины списывают все на природную женскую "профнепригодность" к управлению автомобилем, мы вместе со специалистами попытались разобраться в том, что у женщин на самом деле получается хуже, чем у мужчин, почему это происходит, а главное - как лечится. Возможно, именно этот материал позволит мужчинам многое понять и о кое-чем задуматься, прежде чем стричь всех под одну гребенку.
Мария Вашкевич - инструктор контраварийной подготовки, педагог-психолог, большой специалист по женщинам.
Сергей Овчинников - руководитель Центра контраварийной подготовки, человек, которому женщины очень доверяют.
Ездить "как мужчины считают правильным" женщинам не позволяют прежде всего страхи. Собственно с ними и связаны основные проблемы, такие как раздражающие мужчин медлительность, неспособность быстро ориентироваться в сложной ситуации и т.д. По признанию Марии, после обучения в автошколах и у женщин, и у мужчин, как правило, одинаковый набор "неумений" с тем лишь отличием, что женщины не боятся в этом признаться и попросить о помощи. Сергей Олегович уверен, что научить ездить можно, наверное, всех, просто у тех, кому наука дается труднее, путь к результату длиннее.
Мы собрали самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-водители, и попросили экспертов прокомментировать их.
Движение задним ходом
"В автошколе учили ездить, обняв рукой подголовник пассажирского сиденья и глядя назад. Так и привыкла. Не всегда это обеспечивает мне стопроцентный контроль, но пользоваться исключительно зеркалами не умею. В итоге, пока посмотрю назад, пока в зеркала, чуть проеду, потом снова назад, в зеркала, получается медленно и долго. Поэтому стараюсь свести движение задним ходом к минимуму и не соваться в места, откуда придется долго и мучительно выезжать задом. Анастасия, стаж 4 года".
Почему так происходит?
Женщины склонны доверять лицам, их обучающим, а если их учили неправильно, не спешат пробовать другие методы.
Вообще у женщин два главных страха, с которыми связаны неумения, - страх помешать другим и страх попасть в аварию. При движении задним ходом вероятность и того, и другого повышается.
Как лечится?
Сергей: Нужно тренироваться. Считается, чтобы научиться уверенно ездить задним ходом, нужно проехать таким образом не менее 6 километров. Найдите себе дорожку, пусть даже прямую, площадку и ездите по ней, постепенно усложняя задания. Чем больше - тем лучше.
Мария: Первое - важно знать и понимать траекторию движения автомобиля, контрольные точки (самостоятельно читать специальную литературу или пройти курс "70"). Второе - тренировать свой дзен методом задавания себе вопроса "и что тогда?".
Поворачивать корпус - правильно, но только чтобы оценить ситуацию, пока автомобиль не находится в движении. Движение - только по зеркалам.
Маневрирование в ограниченном пространстве и езда в темноте
"Жутко боюсь тесных дворов, особенно если они не сквозные, узких проездов, стараюсь избегать рынков и многоуровневых паркингов. Есть страх, что не смогу припарковать машину в условии дефицита места и сомневаюсь, что смогу правильно выйти к машине из торгового центра (бываю в них редко). Если все это происходит еще и в темное время суток, вообще караул. Елена, стаж 3 года".
Почему так происходит?
Причины те же, что и в предыдущем пункте, плюс нет чувства габаритов своего автомобиля.
Как лечится?
Сергей: Пока не будет чувства габаритов, будет боязнь маневрирования в ограниченном пространстве. Лечить нужно от простого к сложному: сначала чувство габаритов, затем то же самое, но в движении. Некоторые думают, что установка парктроников решит проблему, но это не так. Они, вероятно, облегчат жизнь, но не заменят чувства габаритов автомобиля.
Что касается боязни ездить в темноте, то это характерно не только для женщин. Это абсолютно нормально, так как движение в темное время суток само по себе сложнее. Виной всему ограниченная видимость плюс меньшее время на принятие решения в сложной ситуации. Если ехать в темноте дискомфортно, нужно снижать скорость до комфортной, можно также пристроиться за другим автомобилем, сохраняя дистанцию. Если речь идет о страхе ездить ночью по темному двору, заставленному автомобилями, то можно "подсветить" себе боковые зоны, включив "аварийку".
Мария: Нужно учиться ехать за взглядом, при необходимости - не бояться выходить из авто и оценивать ситуацию.
Путают право и лево
"Когда знаю сама, куда ехать, проблем нет, но когда кто-то показывает дорогу, иногда теряюсь, прошу дублировать направление руками. Выглядит смешно, но, следя за дорогой и решая, когда лучше перестроиться, реально теряю адекватность насчет права и лева. Ирина, стаж 8 лет".
Почему так происходит?
Дача определений - это дополнительное звено в цепочке понимания. Водитель тратит ресурсы на то, чтобы вспомнить, где право, а где лево, и вынужден отвлекаться.
Как лечится?
Мария: Командой от глаз - рукам. Нет ничего страшного, если направление покажут рукой.
Сергей: На мой взгляд, проблема преувеличена. Есть вещи, которые в жизни не являются существенными. К примеру, нам нет необходимости на глаз определять, 15 метров - это докуда? Не считаю, что это каким-то образом мешает водителю. Разве что это лишний повод для подтрунивания.
Парковка
"На площадке автошколы и в тех местах, куда мы заезжали парковаться в городе, у меня хорошо получается поставить машину. На парковках супермаркетов, где места достаточно, - тоже. Но как только где-то меньше места - все. Теряюсь, совершаю много ненужных движений, никогда не припаркуюсь с первого раза, "диагоналкой" - тем более. Пробовала тренироваться во дворе у одиноко стоящего автомобиля - получалось через раз. Вроде делаю одно и то же, но результат не всегда одинаков. Юлия, стаж 1 год".
Почему так происходит?
Мария: Мужчины в детстве бегали за мячом и поэтому, как правило, у них уже натренировано понимание средних и больших дистанций, пространственное мышление. А женщины вышивали и на пианино играли. То есть мелкая моторика - отлично, а самостоятельно научиться управлять "этой бандурой" (читай - автомобилем) в пространстве - никакой базы нет. Получается, мужчины в состоянии на основании куцых данных от инструктора освоить парковку, потому что есть уже нужные нейронные связи в мозгу, а женщины - нет. Это как алгебру учить, не зная арифметики, да еще если учитель толком объяснить не может.
Как лечится?
Мария: Большая проблема заключается в том, что в автошколах учат парковаться по меткам. Плюс инструктор говорит, сколько оборотов руля нужно сделать вправо или влево, вместо того чтобы сказать: "Куда хочешь ехать - туда и крути руль". Как правило, хватает нескольких занятий под руководством грамотного инструктора, чтобы человек понял, куда нужно крутить руль и как двигаться, чтобы припарковаться. Диагональная парковка, а именно ее боятся больше всего, на самом деле очень простая, после объясненного алгоритма ее все учатся легко делать.
Если вы переживаете, что кто-то наблюдает за тем, как вы паркуетесь, и будет смеяться, задайте себе вопрос "и что тогда?!".
Сергей: Если элемент не выполняется, тогда и страшно. Проблема решается только практикой. Заметил, что часто умение парковаться зависит от того, где живет человек. Это умение приходит тем быстрее, чем загруженнее двор, в котором водитель вынужден искать место для своего автомобиля. Поэтому советую "искать себе проблему" - специально парковаться в трудных местах, ведь если победишь трудности, то легкие задачи будут щелкаться как семечки.
Согласен с Марией в том, что парковка - один из самых простых элементов, просто нужно понять алгоритм. Согласитесь, парковочные системы уже давно есть на современных автомобилях, а автопилотов до сих пор нет. Это значит, что ездить в потоке сложнее, чем парковаться. Если вы научитесь хорошо держаться в потоке, то и проблемы с парковкой со временем уйдут.
Не смогу вовремя перестроиться
"Живу в провинции, периодически езжу в Минск на своей машине. Из-за более плотного трафика само по себе дискомфортно, но еще дискомфортнее, когда не получается вовремя перестроиться из-за большого количества машин. В иных ситуациях стою перед выбором: "щемиться" в нужный ряд или тормозить свой в ожидании, пока все в соседнем проедут и я смогу перестроиться. В итоге постоянно вспотею, пока доеду. Елена, стаж 3,5 года".
Почему так происходит?
Не всегда люди могут правильно определить, на каком расстоянии едет автомобиль по соседней полосе, поэтому не могут оценить безопасность своего маневра. Плюс женщины панически боятся затормозить поток и не могут быстро оценить по зеркалу, пропускает их автомобиль или нет.
Как лечится?
Мария: Лечится правильной настройкой зеркал и смотрением по зеркалам, чтобы все видеть, обучением себя перестраиваться не рулем, а взглядом, обеспечивая максимальную плавность траектории, безопасной дистанцией до авто впереди, что дает время и снижает нервозность, ответами на вопрос "а что тогда?!", в том числе и на "а что, если я не заметила кого-то и мне сигналят?".
Если все делать правильно, перестроения будут даваться легко. Но если времени на то, чтобы пропустили, нет, то нужно тормозить в своем ряду и ждать подходящего момента.
Сергей: Некоторым требуется больше времени, чтобы оценить ситуацию. Многие женщины признаются на курсах, что не всегда могут оценить расстояние. Помогает объяснение с демонстрацией: вот так выглядит машина в зеркале, когда можно безопасно перестроиться. Иногда женщины беспокоятся о том, что, снижая скорость, доставляют неудобства другим. Тогда я предлагаю понаблюдать за "поведением" транспортных средств при перестроении - и становится очевидно, что притормаживают все, при этом никто никому не мешает.
Заезд на яму или самодельную эстакаду
"Если на дороге нарисовать имитацию гаражной ямы, я с легкостью заеду. Но если дело происходит с настоящей ямой - боюсь. То же самое касается эстакады, где только две колеи для колес. Боюсь не попасть в колею. Марина, стаж 10 лет".
Почему так происходит?
Из-за непонимания, где располагаются колеса, и боязни повредить свой автомобиль.
Как лечится?
Сергей: Действия, требующие высокой точности, имеют некоторую специфику. Нужно знать, что если левое колесо поставлено правильно, то и правое заедет как нужно. А чтобы понять, где находится левое колесо, достаточно поставить левую ногу на платформу между педалями и дверью - она как раз находится над аркой колеса. Можно также открыть окно и посмотреть, правильно ли заезжаешь.
Мария: Еще помогает КАСКО и просьба о помощи, обращенная к другим людям, тем же работникам автосервиса. Нет ничего зазорного в том, что они немного "поруководят" водителем.
Вместо заключения
"Если женщина что-то делает плохо, то в большинстве случаев это связано с каким-то страхом: страхом повредить автомобиль, свой или чужой, кому-то помешать, страх быть осмеянной, - подытоживает Мария Вашкевич. - Поэтому первым делом нужно признать свои страхи, набраться храбрости их побороть, найти хорошего инструктора или усердно тренироваться самостоятельно".
"Проблему нужно решать, а не избегать ее, - уверен Сергей Овчинников. - Лучше чему-то научиться и решить ее раз и навсегда, чем проблема дамокловым мечом будет висеть над вами всякий раз, когда вы отправляетесь в незнакомое место и боитесь: а вдруг двор будет непроездной - как я выеду задним ходом? Или: а вдруг не будет места - где я припаркуюсь?!
Но, как ни старайся, чтобы научиться ездить, нужна практика. Причем это не выезды по выходным или только на дачу. Как любые тренировки, езда должна быть регулярной, так как есть эффект "забываемости". Только накатав определенное количество тысяч километров, можно почувствовать уверенность.
За свою многолетнюю практику я не встречал людей, которым хотелось посоветовать вообще не садиться за руль. Есть те, которым обучение дается сложнее, но им просто нужно больше времени и, возможно, другие методы обучения.
В теории спорта есть такое наблюдение: чем раньше начать обучение и тренировки (идеально - до периода полового созревания), тем быстрее можно добиться хороших результатов. На обучение управлению автомобилем это тоже распространяется. Поэтому правы те люди, которые показывают детям, как управлять автомобилем, в раннем возрасте и делают это безопасно. И в целом начинать обучение вождению лучше раньше, потому что возраст накладывает свою специфику независимо от того, признаем мы это или нет.
Что касается конкретно женщин и их особенностей как водителей, то они действительно осторожнее, но и поиск выхода из сложной ситуации им дается сложнее. Мужчины, с детства играя в свои игры, привыкают "выкручиваться" из различных ситуаций, они находят в этом свой кайф, для них это своего рода спорт. Я даже вижу по людям, которые приходят на курсы: "игровики" (футболисты, хоккеисты и т.д.) очень хорошо ориентируются в движении. Да, женщины могут делать одновременно несколько дел, но с движущимися объектами у них дела обстоят сложнее, их пугает необходимость контроля за несколькими объектами одновременно, в то время как для ребят, даже непрофессионально игравших в футбол, это не составляет особого труда. На курсах, когда отрабатываем заносы, ни один мужчина еще не бросил руль, а женщины бросали. Но если женщина решила стать хорошим водителем, она добивается поразительных результатов!
То, насколько хорошо водят автомобиль женщины, зависит в том числе и от нас, мужчин. Но в своем стремлении помочь мужчины иногда приносят больше вреда, чем пользы. Это касается прежде всего обучения жен. Мужья не самые лучшие учителя: во-первых, они страшно боятся за свой автомобиль, во-вторых, считают, что научить правильно - это значит искоренить неправильное. И вот он говорит: "Поехали, поучимся ездить!" Женщина с радостью садится за руль, но за 10 минут получает 20 замечаний, расстраивается, но вида старается не показывать. В следующие выходные муж говорит: "Ну что, поедем?" На что получает ответ о наличии каких-то важных дел, что нужно съездить к маме и т.д. Знаю случаи, когда чуть ли не до развода доходило, когда муж и жена ездили на одном автомобиле. Поэтому в некоторых случаях, чтобы научиться ездить, женщине нужно иметь свою машину, пускай не самую новую и хорошую, а в качестве учителя пусть будет подруга или другой родственник, который не будет переживать за машину, соперничать и постоянно критиковать..."
"Кстати да: уметь водить и уметь учить водить - два совершенно разных умения, - отмечает Мария. - Самый замечательный водитель может оказаться совершенно неспособным объяснить, что, как и зачем он делает. Поэтому обращать внимание нужно не только на стаж и умения обучающего, но и на свой комфорт и прогресс в деле обучения".
Подготовила Елена ШЕМЕТ
ABW.BY
Фото автора и экспертов использованы в качестве иллюстрации
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |