+375 29 107-55-55

С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ

Заказать звонок
27.10.2014

Обгон и опережение на скользкой дороге

1475908_1421744038059868_1040262902_n
(Фото С.Лапуть)

Поскольку новогодние дожди у нас обычно сменяются таки нормальной зимней погодой, да и Хавьер наверняка рассказал друзьям, как у нас хорошо, и они периодически будут заглядывать, предлагаю несколько советов по обгону/опережению на скользкой дороге.

Даже летом обгон- пожалуй, наиболее опасный маневр, требующий концентрации и точного расчета. Поэтому совет номер один-если ваша скорость больше скорости обгоняемого на каких-нибудь 5 км/ч, стоит подумать, оправдан ли риск. Если ехать недалеко, выигрыш по времени будет очень несущественным.

Независимо от типа покрытия, не жмитесь к обгоняемой машине, оставляйте дистанцию 15-25 метров, чем больше скорость- тем больше дистанция. Прижимаясь вплотную, вы ограничиваете для себя обзор встречной полосы (а ведь нужно высматривать «окно» по встречном потоке для обгона), отбираете у себя место для безопасного разгона в своей полосе (либо торможения при неожиданной остановке обгоняемого), получаете на лобовое стекло грязь из-под колес водителя перед вами, а ночью еще и слепите его своими фарами. И никогда не вываливайтесь на встречку вслепую, последствия могут выглядеть так: 


Что делает обгон зимой более опасным? Помимо плохой видимости (рано темнеет, стекла забросаны бякой и так далее) очевидно, главный фактор- скользкая дорога. Причем беда не только в том, что она скользкая, но еще и в том, что она иногда внезапно скользкая и неравномерно скользкая. 

Тут нужно разделить две разные ситуации:
Просто скользкая дорога (накатанный снег, асфальт с наледью, гололед). Это как раз тот случай, когда дорога может оказаться внезапно скользкой- при околонулевой температуре выезжая на мост, эстакаду, из леса на открытый участок дороги можно обнаружить, что асфальт сменился гололедом, причем в последнем случае дополнительно опасен возможный боковой ветер, опасный на гололеде. Кроме того, при -20 и ниже даже чистый внешне асфальт всегда скользкий (наледь, задубевшая резина). Учитываем при выборе места для обгона.
В чем опасность скользкой дороги?

Первое, нельзя быстро ускоряться- слишком сильное нажатие педали газа даже с электронными системами может вызвать кратковременную пробуксовку. Результат, на заднем приводе- занос (недавний пример ),
на переднем- возможный снос и потеря управляемости, либо просто пробуксовка и невозможность ускориться. Даже если не доводить до аварийной ситуации, возможность ускоряться будет меньше, чем летом, то есть для обгона банально нужно больше места, ведь чем меньше разница скоростей вашей машины и обгоняемой, тем дольше вы находитесь на встречной полосе. Именно в этой фазе обгона дает преимущество «честный» постоянный полный привод (большинство моделей Ауди и Субару, некоторые серьезные джипы, например Тойота Ленд-Крузер). Автоматически подключаемый полный привод с электронной муфтой на «паркетниках» в такой ситуации преимущества, в общем то, почти не дает и ехать нужно как на переднеприводной машине.
Небольшой трюк, актуальный и летом- ускорение для обгона нужно начинать в своей полосе, когда встречка еще занята. Таким образом, когда она освободится и вы перестроитесь влево (естественно, не вслепую, а контролируя ситуацию), у вас уже будет запас скорости относительно обгоняемого и маневр займет меньше места. 

Второе: перестроение как на встречную полосу, так и при возврате в свою должно быть плавным, такт так запас сцепления колес с дорогой невелик, особенно на большой скорости, характерной для обгона. Типичная ситуация- занос при резком возвращении в свою полосу после обгона, причем независимо от типа привода: 
. Это касается и опережения без выезда на встречку, но с перестроением. 
Третье: торможение после обгона должно быть плавным. То есть, если вы переоценили дистанцию до встречной машины, резко затормозить, чтобы уйти на свою полосу у вас либо не получится, либо это чревато заносом. И, естественно, не тормозим одновременно с перестроением. Счастливым обладателям 4х4 напомню, что полный привод не дает преимущества при торможении и в повороте, только в разгоне.
Резюме- для обгона зимой всегда нужен существенно больший просвет во встречном потоке, т.к. нет права на ошибку, для ее исправления нужны резкие маневры, для которых слишком скользко.

Вторая ситуация- это неравномерно скользкое покрытие. Имеется в виду типичная ситуация, когда в полосе «протоптана» колея, а между полосами глубокий снег либо снежно- водяная каша, либо на многополосной дороге правая полоса расчищена, а на левой снег.
Тут добавляется еще один очень опасный фактор- при въезде в такую кашу одной стороной машины возникают силы, стремящиеся ее развернуть в сторону создающего сопротивление покрытия (именно поэтому опасно заезжать на скорости на заснеженную обочину, машину затягивает в кювет, а при неправильной коррекции- выносит на встречку-
 Причем, чем выше скорость, тем больше этот эффект. Пример- знаменитая прошлогодняя авария
 .Также в подтаявшем снегу на скорости происходит эффект, аналогичный аквапланированию. 
В итоге алгоритм обгона меняется, так как пересекать глубокий снег при смене полосы желательно на низкой скорости и определенным образом управляя тягой (педалью газа).

Первое: перестраиваемся на встречку на пониженной передаче, плавно ( нужно быть готовым компенсировать рулем увод машины), при этом на переднем приводе слегка добавляем газ, на заднем, наоборот, едем с небольшим сбросом газа- это помогает стабилизировать машину тягой двигателя. На переднем приводе нужно ехать именно «внатяг», с небольшим ускорением- при сильной пробуксовке машина перестает слушаться руля. Кстати, именно по тому, что руль становится легким и неинформативным, можно понять, что ведущие колеса проскальзывают.

Второе: и ускорение для обгона, и торможение перед возвратом в свою полосу производится на встречной полосе, когда колеса находятся на «протоптанной» до асфальта дороге. Да, так нужно больше места, но пересечение глубокого снега (особенно подтаявшего или слежавшегося) на высокой скорости в данном случае большая опасность. Если мало места для обгона, лучше просто подождать более удобного момента.

Третье. На переднем приводе в свою полосу возвращаемся после торможения до скорости попутного потока и, опять же, плавно и «внатяг», с добавлением газа. На заднем наоборот- притормозив на встречке, но все еще с небольшим запасом скорости, отпускаем тормоз и плавно перестраиваемся , тормозя двигателем (т.е. передача включена, педаль газа не нажата), окончательно тормозим до скорости потока в своей полосе.

Удачи на дорогах.