+375 29 107-55-55

С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ

Заказать звонок
01.11.2013

Превышение скорости - опасность увеличения тормозного пути

Компания Ф-АВТО обратилась в ГАИ Республики Беларусь за статистикой основных причин аварийных ситуаций. Вместе мы систематизировали и выбрали топ-10 причин, которые рассмотрим и разберем в каждой отдельной статье. Наша цель – дать практические рекомендации, как избежать ДТП.
 
Сегодняшняя тема – причина номер 1: превышение скорости. По официальной статистике в 2010 году по этой причине произошло наибольшее количество аварий – 916. Погибло 194 человека и 1100 получили травмы и увечья.
 
Справка по административной ответственности.
 
Статья 18.13. Превышение скорости движения.
 
  • Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 10 до 20 км/ч – предупреждение  или штраф в размере до 1 б.в. 
  • Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 км/ч  –  штраф в размере от 1 до 3 б.в.+ запись в талон.
  • Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 30 и более километров в час - штраф в размере от 3 до 10 б.в.+ запись в талон.
  • Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения - штраф в размере от  5 до 15 б.в. или лишение до 1 года.
Высокая скорость порождает следующие опасности: увеличение тормозного пути, увеличение траектории поворота, повышение вероятности заноса при маневрировании, ложная оценка вашей скорости другими участниками движения. Ну, а теперь все по порядку.
 
Опасность первая - увеличение тормозного пути.


 
Автомобили А и В двигаются по загородной дороге с одной полосой движения в каждую сторону с разрешающей скоростью движения 90 км/ ч. Автомобиль А двигается со скоростью 90 км/ ч, а автомобиль В приближается к нему со скоростью 110 км/ ч. На дороге неожиданно появляется человек и автомобиль А прибегает к экстренному торможению. Автомобиль В, двигаясь сзади в том же направлении, успевает вовремя среагировать, но из-за большей скорости его тормозной путь намного длиннее, в результате чего происходит столкновение.  
 
Комментарии ГАИ.
 
С увеличением скорости даже на 10 км в час тормозной путь растет в геометрической прогрессии. Так, результаты исследований показывают, что при скорости в 60 км в час, тормозной путь составляет примерно 50-60 метров, но если увеличить скорость на 30 км в час, то тормозной путь  составит минимум 120 метров. Тормозной путь, таким образом, увеличивается в два раза.
 
Рекомендации руководителя Школы экстремального вождения Сергея Овчинникова.
 
Для автомобиля В:
 
Вероятность ДТП в такой ситуации довольна большая. В случае экстренного торможения Ваши действия должны различаться в зависимости от наличия системы ABSи от типа коробки передач в автомобиле.
 
Преимуществом автомобилей с системой ABS является то, что можно тормозить и маневрировать одновременно. Так, при экстренном торможении на автомобиле с  системой ABSи автоматической коробкой переключения передач необходимо просто резко нажать на педаль тормоза. Для быстрого торможения автомобиля с механической коробкой передач необходимо сперва резко нажать на педаль тормоза, а потом и на педаль сцепления. Если придется маневрировать, то педаль сцепления нажимать не нужно: машина будет более управляема.
 
Что же касается автомобилей без системы ABS, то тут необходимо выполнять комбинированное торможение: нажимать и немного  приотпускать педаль тормоза,   одновременно переходя на пониженные передачи. График такого торможения должен выглядеть примерно так: 

Для автомобиля А:
 
Во-первых, всегда нужно контролировать обстановку позади автомобиля. Если препятствие увидели заранее, то нужно плавно нажать на педаль тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы и водитель, следующий за Вами, успел остановиться. 
 
Во-вторых, нужно уметь не только вовремя надавить на педаль тормоза, но и вовремя ее отпустить. Так, если пешеход уже перешел на другую полосу движения, то лучше отпустить педаль тормоза, чтобы не получить удар сзади.
 
Варианты выхода из подобных ситуаций (с иллюстрациями).
 
Для того чтобы правильно выбрать тот или иной вариант выхода из аварийной ситуации, необходимо просмотреть дорогу через стекла впереди идущего автомобиля.
 
  1. Прибегнуть к экстренному торможению на своей полосе, если до впереди идущего  автомобиля еще есть достаточно места.
  2. Прибегнуть к экстренному торможению и съехать на обочину. Но стоит учитывать, что выезд на обочину на большой скорости может привести к заносу
  3. Если же человек двигается слева направо по ходу движения автомобиля, то можно прибегнуть к экстренному торможению и выехать на полосу встречного движения, если нет встречного автомобиля.
А вот как выглядит реальная жизненная ситуация, причиной которой стало банально превышение скорости.
 
Пример из жизни (с фото).
 
В Столинском районе около 11.50 часов 19-летний водитель, не имея права управления данным транспортным средством (имеет водительское удостоверение категории «С»), управляя автомобилем «Форд-Транзит», двигаясь на 88 км автодороги Житковичи-Давид Городок – граница Украины в направлении Столина со скоростью 110 км/ч отвлекся от управления, а, заметив перед собой препятствие, прибегнул к экстренному торможению.

 
Из-за слишком высокой скорости торможение оказалось неэффективным и он совершил наезд на движущейся в попутном направлении со скоростью 80 км/ч автомобиль «Рено» под управлением 33-летнего водителя. В результате ДТП 4-летний сын водителя «Рено» скончался от полученных травм при доставлении в больницу, а сам водитель автомобиля «Рено» и его 24-летняя жена доставлены в больницу.


 
Материал подготовлен совместно с компанией "Ф-авто" и УГАИ Республики Беларусь.