+375 29 107-55-55

С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ

Заказать звонок
30.10.2020

Как экономить топливо. Часть I. Используем ПХХ

Канистра

 

Наш Центр не только заботится о вашей безопасности, разрабатывая разные программы и проводя различные курсы повышения водительского мастерства, развития компетенций.

Мы также проводим обучение по курсу «Экономичное вождение», и вот, когда ценники на топливо белорусских АЗС снова пошли вверх, самое время поделиться некоторыми его основными моментами.

 

Всё излагаемое – сугубо на основании законов физики, химии и механики. И постараемся «просто о сложном».

 

Что будет, если ехать-ехать-ехать, а потом взять, и отпустить педаль акселератора, «педаль газа» в просторечии? Автомобиль начнет замедляться. И особенно заметным будет замедление на автомобиле, оснащённом механической коробкой передач. Если автомобиль оснащен «автоматом» и, вдобавок, этот автомобиль современный – замедление тоже будет заметным, не просто «движение накатом».

 

Это заметное замедление – следствие работы не только и не столько силы трения шин по асфальту и в узлах-агрегатах, сколько так называемого «торможения двигателем».

 

Что такое «торможение двигателем»? Это особый режим работы силового агрегата, при котором топливо в камеры сгорания… практически не подается, а расход топлива в нем стремится к нулю. И называется такой режим в технике ПХХ, «принудительный холостой ход». В этом режиме кинетическая энергия движения автомобиля превращается как в тепловую от трения шин, трения деталей трансмиссии, двигателя, так и в разогрев воздуха при его сжатии в двигателе.

 

Уже добрых лет 35-40 автопроизводители всего мира наделяют автомобили способностью распознавать отпущенную «педаль газа» и автоматически включать ПХХ в автомобилях с «механикой», а автошколы всех цивилизованных стран учат курсантов им пользоваться. Ведь что такое «замедление» в городском трафике? Это добрых 20% от всего маршрута движения в городе, перед светофорами, пешеходными переходами, перед заторами и так далее. Представьте, что на протяжении 20% вашего городского пути расхода топлива почти нет! Его расход при движении на ПХХ, в сравнении с «катанием на нейтрали», когда расходуется от 1/1.5 литра в час, несравнимо ниже. А что такое «полтора литра в час», если вы в день, например, около часа ездите по городу, и пятая часть пути – замедления? Вот он, час, за неделю и набежал. Вот и считайте, сколько за месяц и год будет выброшено денег в трубу. В прямом смысле слова.

Про безопасность мы в данной статье не говорим. Только отметим, что «катание на нейтрали», отсутствие тяги, это режим опасный, сопряженный с потерей управляемости, особенно на скользкой дороге.

 

Поэтому, при замедлениях в различных спокойных ситуациях, не нужно выключать передачу и катиться на нейтрали, сжигая топливо, тормозные колодки и диски. В большом количестве ситуаций достаточно отпустить «педаль газа», и физика сделает всё сама. Иногда, если замедлиться нужно чуть энергичнее, чем просто «тормозя двигателем», можно чуть притормаживать, не выключая передачу. В этом случае и ПХХ будет работать, и замедление сделать интенсивнее. Главное, не допускать падения оборотов ниже 1400 об/мин, чтобы его не заглушить, и сохранить высокую эффективность тормозов и усилителя рулевого управления, если он гидравлический. Если в процессе движения обороты снизились до этой отметки, можно или переключиться на передачу «вниз», или вообще на нейтраль перейти, если скорость уже совсем небольшая, и до остановки осталось совсем немного.

 

Это в случае автомобиля с механической коробкой. А как насчет «автомата»? Что касается АКП, то тут тренироваться использовать ПХХ, как мы рекомендуем это делать на закрытой площадке или пустынном участке дороги, - не нужно вообще.

Если автомобиль не молод, то при отпущенной «педали газа» он просто катится, и режима ПХХ просто нет. И не воспользуешься. А если автомобиль новый, или вполне современный – владельцы такой техники наверняка уже заметили, что если плавно, легко притормаживать, то во многих случаях коробка передач или сама переключается «вверх», и начинается применение торможения двигателем, или имитирует переключение вверх, если это вариаторная АКП.

 

Для фанатов техники, эксплуатирующих автомобили с АКП с функцией ручного переключения передач, есть продвинутый способ задействовать ПХХ при замедлении: вручную переключать передачи/диапазоны/режимы «автомата», понижая реальную или виртуальную (в случае вариаторной АКП) передачу по мере замедления. Снижение расхода топлива будет ещё заметнее. Но разве покупают «автомат», чтобы его за ручку вручную дёргать? J В общем на ваше усмотрение.

 

А нам осталось только традиционное пожелание «на финише» статьи:

 

Крепкого здоровья и добрых дорог, друзья!