+375 29 107-55-55
С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ
В одной из предыдущих статей мы затронули вопрос о том, как подвески критически влияют на ходовые качества автомобиля, его устойчивость и управляемость. В частности, речь шла о пружинах, которые предназначены для поглощения ударных нагрузок.
Теперь поговорим об амортизаторах, да так, чтобы всем было понятно. Ведь вы, дорогой читатель, не обязаны быть инженером, правда?
Все слышали про маятник, который качнул, и он будет или качаться, как в старинных настенных часах, или крутиться туда-сюда на пружинке, как в современных механических часах. Так вот автомобиль, он тоже на «пружинках» в подвеске, и если он наедет на какую кочку, то будет раскачиваться, как маятник. Такая история не только очень некомфортная, но и опасная, о чем речь пойдет чуть позже. И для того, чтобы её не случилось, чтобы автомобиль не качался на своих «пружинках» и служат амортизаторы.
Современный амортизатор, достаточно сложное техническое, гидравлическое устройство, в котором энергия колебательного движения превращается в тепловую. Иначе говоря, это «успокоитель» колебаний, одна часть которого крепится к подвеске, а вторая – к кузову автомобиля или его раме, если автомобиль рамной конструкции. В основной своей массе амортизаторы исполнены в виде стоек, которые монтируются единым блоком (сборочной единицей) с пружинами.
Или в виде отдельных от пружин деталей.
Но, вне зависимости от конструктивного исполнения работают они одинаково: Если автомобиль наезжает на кочку, пружина сжимается, поглощая энергию удара, одна из деталей амортизатора, под названием «ШТОК», уходит в корпус устройства. В корпусе шток толкает «ПОРШЕНЬ», прямо как в медицинском шприце! Только шприц прокачивает лекарство, а амортизатор прокачивает специальное амортизаторное масло, которое, проходя через особые клапаны, и создает это сопротивление, которое не позволяет раскачиваться автомобилю «на пружинках». При этой прокачке амортизатор заметно нагревается, так энергия колебаний превращается в тепловую.
По мере того, как амортизаторы работают, они изнашиваются и потихоньку теряют свою работоспособность, «теряют усилие демпфирования колебаний», если говорить на техническом языке. Кроме тех случаев, когда автомобиль переживает такой сильный удар, который в один миг приканчивает подвески. И когда износ достигает, в среднем, более 50%, то автомобиль начинает и раскачиваться заметно, на «волнистой» дороге, и носом клевать при торможениях. Те случаи, когда амортизаторы настолько изношены, что колеса начинают прыгать под автомобилем, мы не рассматриваем. Это уже «амортизатор капут», колебания подвесок на пружинах ничем не сдерживаются и более-менее комфортно ездить не удастся.
Есть ли опасность в износе амортизаторов, когда машина ещё заметно не раскачивается и носом не так сильно клюёт?
На самом деле есть, и не малая! И касается она тормозного пути. Более очевидна ситуация при движении на изношенных амортизаторах по неровной дороге:
Что такое торможение? Это процесс работы силы трения шин о поверхность дороги. А теперь представьте, что дорога неровная, амортизаторы «подустали», и приходится тормозить. В данной ситуации колеса будут уже дольше «висеть» в воздухе, пребывая в прыжках после бугорков и ямок, чем с в случае полностью исправных амортизаторов. А если колёса находятся в воздухе, чем автомобиль тормозит, когда водитель нажал педаль тормоза? Правильно. НИЧЕМ.
Испытания показали, что износ амортизаторов на 50% способен удлинить тормозной путь по неровной дороге на 6-7 метров и более при торможении со скорости всего лишь 50 км/ч!
Конечно, торможение по неровностям – «так себе история», как нынче модно говорить, но дорожная ситуация может сложиться и так, что выбирать зону торможения не придется, и здесь, в общем, сами понимате…
Менее очевидным является увеличение тормозного пути на ровной дорожной поверхности. Здесь причина кроется в том, что начинающийся колебательный процесс при экстренном торможении не позволяет «дозагрузить» переднюю часть автомобиля, передние его колеса, как это происходит в случае исправных амортизаторов.
Вот видео компании Monroe, которая специализируется на производстве амортизаторов и поставке их в т.ч. на конвейеры автомобильных концернов:
Как видите, тормозной путь с «европейских городских» 50 км/ч увеличивается на добрых метра три.
Еще одна неприятная ситуация, это значительный неравномерный износ передних амортизаторов. Наверное, вы уже догадываетесь почему: колесо той стороны, на которой амортизатор целее, тормозит лучше, а противоположной – хуже. Таким образом, при резком, экстренном торможении на скользкой поверхности вероятность того, что автомобиль развернет, значительно повышается.
Вот насколько важны амортизаторы! Не только для того, чтобы «не качалось и было комфортно», они предназначены! И это не говоря о том, что данные детали серьезно влияют на устойчивость автомобиля при маневрировании, при сильном боковом ветре.
Их исправность действительно серьезно повышает безопасность, и может спасти здоровье, а то и жизнь.
Здоровья и удачи на дорогах, дорогие наши друзья!
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |