+375 29 107-55-55

С 9:00 ДО 18:00 ПО БУДНЯМ

Заказать звонок
05.03.2018

"Посыпано — не значит "не скользко". Разбираемся с экспертом, как ездить, когда много снега

Кажется, зима не собирается сдаваться. Следующая неделя снова обещает снегопады, а значит, бой на дорогах продолжается. Всплеск аварий говорит о том, что еще далеко не все водители умеют и знают, как вести себя на дороге в таких условиях. Чтобы восполнить этот пробел, мы обратились к эксперту Дмитрию Перлину, помощнику директора Центра контраварийной подготовки.

Фото: Павел Мурашко

Куда смотрим, туда и едем

— Первое, что нужно знать в такую погоду, известно еще со времен царя Дария: «Куда смотрит всадник, туда едет лошадь». То есть самое главное для вождения автомобиля в любых условиях, а в сложных — в особенности, это направление взгляда водителя. Потому что по удивительному психофизическому или психофизиологическому эффекту автомобиль идет строго туда, куда смотрит водитель. Если смотрит в препятствие — туда и приезжает, — говорит эксперт.

Фото: Павел Мурашко

Второй совет вытекает из первого. Чтобы правильно смотреть, нужно правильно сидеть. При езде в сложных условиях сидеть, сильно откинувшись назад или, наоборот, неудобно придвинувшись к рулю — это значит обрекать себя на невозможность правильного контроля окружающей обстановки. Посадка должна быть комфортной, но достаточно близкой к вертикали. При откинутой полулежачей посадке вестибулярный аппарат не позволит правильно оценить воздействия сторонних сил на автомобиль. То есть сложно распознать и оценить начало скольжений.

— Третий момент, который очень важен при вождении в сложных дорожных условиях — это то, как водитель держит рулевое колесо. Я не говорю про правильный хват и приемы вращения. Это все отрабатывается при специализированном обучении. Нужно помнить, что расслабленное нахождение руки поверх рулевого колеса не позволяет водителю в полной мере понять, что у него происходит с управляемыми колесами — скользят они или не скользят, пробуксовывают или нет. Водитель этого не ощущает совсем или со значительным опозданием. А это важно — понимать, что происходит с автомобилем, и прогнозировать, что будет происходить, — рассказывает Дмитрий Перлин.

Фото: Павел Мурашко

Эксперт также советует принять как данность некоторые вещи. На дорогах есть и будет где-то не убрано, не посыпано. Там, где автомобили постоянно тормозят или разгоняются — перед лежачими полицейскими, перекрестками, пешеходными переходами — появляются накатанные полосы. Если видишь перед собой блестящие дорожки, там машина и не повернет, потому что скользко, и не затормозит по той же причине.

Основная опасность — при маневрировании

Фото: Павел Мурашко

— При маневрах — а именно разгоняясь, тормозя, поворачивая, перестраиваясь, — надо всегда смотреть, чтобы в зоне маневрирования было сцепление — под колесами или асфальт, или укатанный снег. И совершать маневры нужно именно в таких местах. Основное правило для любого маневрирования, будь то обгон или поворот, — безопасную скорость выполнения маневра мы выбираем перед его началом. Ни в коем случае нельзя маневрировать на торможении, сбросе или добавлении газа. Это правило применимо к автомобилю с любым типом привода, — объясняет эксперт.

При движении по загородным трассам в снежную погоду одним из наиболее опасных маневров является обгон. Опасен он тем, что зачастую для выхода на обгон приходится выезжать из накатанной колеи или преодолевать снежный бруствер, разделяющий потоки.

Фото: Павел Мурашко

— Выполняя обгон, ты понимаешь, что тебе нужно перекатиться через снежный перемет. Выбираешь безопасную скорость и под ровной тягой на любом приводе выходишь на обгон, уже имея запас по скорости для совершения маневра. А вот выползать потихонечку и потом начинать разгоняться по встречной полосе нельзя. Равно как и начинать интенсивный разгон одновременно с поворотом руля влево. Для безопасного возврата в свою полосу после обгона, если нужно замедлиться, делаете это на прямых колесах. То есть безопасную скорость выполнения маневра мы выбираем при прямолинейном движении, — объясняет Дмитрий Перлин.

Фото: Павел Мурашко

Аналогичным образом нужно входить в любой поворот. Выбираете безопасную скорость входа, замедляетесь на прямых колесах, и под тягой проходите поворот на выбранной скорости. Потому что сброс или резкое добавление газа одновременно с поворотом управляемых колес приводит к скольжению либо задней, либо передней осью. Эксперт отмечает, что это особенно важно для владельцев полноприводных автомобилей, потому что динамически устойчивая схема привода рождает ощущение вседозволенности.

Посыпано — не значит «не скользко»

На загородной трассе, да и в городе, некоторые водители предпочитают ехать не по раскатанной и расчищенной колее, а по снежному покрову в соседней полосе. Эксперт Дмитрий Перлин замечает, что на самом деле это верный выбор.

Фото: Павел Мурашко

— Дело в том, что пленка воды, образующаяся из-за растворения химикатами снега, быстро прихватывается при минус 5−6 градусах, потому что концентрация соли небольшая. Поэтому всегда есть вероятность, что на этом чистом асфальте образуется ледяная корка. В этой ситуации я предпочитаю ехать по укатанному снегу, как более понятному и предсказуемому покрытию, пусть и с меньшей скоростью, — говорит эксперт.

Если же вы выбираете такой чистый и сухой с виду асфальт, то при отсутствии рядом машин при прямолинейном движении обязательно проверяйте, какое там сцепление, коротко нажав несколько раз на педаль тормоза. Хруст АБС подскажет, что под колесами лед.

Выручает голова, а не электроника

— Не стоит полностью полагаться на электронные системы безопасности — они бессильны против физики. Более того, в нашем Центре мы отрабатываем ситуации, в которых даже самые продвинутые системы стабилизации позволяют автомобилю совершенно спокойно ехать в боковом скольжении, даже не пытаясь стабилизировать его, — признается эксперт.

Фото: Павел Мурашко

Как правило, настройка датчиков системы стабилизации рассчитана на сцепные свойства мокрого асфальта. На таком скользком покрытии, как лед, система может не распознать боковое скольжение и будет бороться с тем, чему ее учили, — со сносом.

— Не нужно уповать на премиальные шины. Нельзя превышать скорость потока. Это самое опасное, и при обучении мы объясняем, что такое вообще недопустимо. Не обсуждается исправность автомобиля, равно как и наличие зимних шин с остаточной высотой рисунка протектора не менее 4 мм. И самое главное, не переоценивайте возможности ни свои, ни автомобиля.